пятница, 30 сентября 2011 г.

О пропорциях в греческой архитектуре

Знаток античной архитектуры Н.Брунов писал: "Для грека характерно очеловечивание сил природы - антропоморфизм... Ордер классического греческого храма является также главным носителем человеческого начала: он осуществляет на языке архитектуры монументализированного человека-героя".

Интересны исследования римского архитектора Витрувия, который занимался поисками канона пропорций человеческого тела, использованного при строительстве греческих храмов. "Композиция храмов основана на соразмерности, правила которой тщательно должны соблюдать архитекторы". Она возникает из пропорции, которую по гречески называют "аналогия".
Пропорция есть соответствие между элементами произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем основана всякая соразмерность. Никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точно такого членения, как у хорошо сложенного человека. Ведь природа сложила человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней линии лба и корней волос составляет десятую часть тела... голова вместе с шеей, начиная с ее основания от верха груди до корней волос, - шестую часть, ступня составляет шестую часть. Желая сделать так, чтобы колонны были пригодны к поддержанию тяжестей и обладали правильным и красивым обличьем, они измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шестую его долю, применили это соотношение к коллонаде и, сообразно с толщиной ее ствола, вывели ее высоту в шесть раз больше, включая сюда и капитель. Таким образом, дорийская колонна стала воспроизводить в зданиях пропорции, крепость и красоту мужского тела.

А – дорический ордер; Б – тосканский ордер; В – ионический ордер;
Г – коринфский ордер; Д – композитный ордер.