четверг, 9 февраля 2012 г.

Художественная культура первобытного общества

Вместе с мифологией и религиозными верованиями у первобытного человека сформировалась способность к художественно-образному восприятию и отображению действительности. Ряд исследователей считает, что худ. творчество первобытных людей можно было бы точнее назвать "предыскусством", так как оно в большей степени имело магическое, символическое значение.

Художественная деятельность также носила синкретический характер и не делилась на роды, жанры, виды. Все ее результаты имели прикладной, утилитарный характер, но при этом у них сохранялось и ритуально-магическое значение.

1. Исторически первым художественно-образным выражением представлений человека о мире стало примитивное изобразительное искусство. Наиболее значительное его проявление - наскальная живопись. Рисунки состояли из композиций военной борьбы, охоты, загона скота и т.п. Пещерные росписи пытаются передать движение, динамику.

Пещера Ласко. Франция

Пещера Альтамира. Испания

В эпоху неолита начало складываться оценочное отношение к действительности и к человеческой жизни, в том числе с эстетической точки зрения. Люди стали создавать предметы повседневной жизни по законам красоты. Изображение связанных сцен, схематизм, геометризм, условность - все это свидетельствовало об усиливающейся способности человека к абстрактному мышлению. Человек составил представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, заметил повторяемость сходных форм в природе. Так развивалось прикладное искусство, где утилитарная конструкция предмета, изображение и узор представляли единое целое.
Рисунки на плато Тассилин-Адджер

2. Обработка глины. Первоначально посуда была простой и практичной, затем появилась керамика, расписанная охрой с простейшим орнаментом, потом с более сложными узорами. 




В неолитической керамике обнаруживаются символические изображения из земледельческих культов, благодаря которым появилась ритуальная посуда: антропоморфная (изображения человеческих фигур) и зооморфная (изображения животных). Глина стала основой для развития зодчества. 
Фигурка человека эпохи неолита (Бухарест, музей истории)

3. Палеолитические Венеры - это небольшие скульптурки женщин, которые изображались с ярко выраженными признаками пола: большой грудью, выпуклым животом, мощным тазом. Это даёт основание сделать вывод о их связи с древним культом плодородия, о их роли как культовых предметов.



 




воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Гобустан: путешествие в палеолит

Гобустан — это археологический заповедник в Азербайджане, к югу от Баку, на территории Карадагского и Апшеронского районов, представляющий собой равнину, расположенную между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и Каспийским морем, и частью которой является культурный пейзаж наскальных рисунков, расположенный на территории 537 гектаров. Памятники Гобустана делятся на две группы: 1) наскальные изображения и 2) древние стоянки и другие объекты. В горах Гобустана под названиями Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шыхгая сосредоточены свидетельства о жителях региона эпохи каменного века и последующих периодов — наскальные изображения, стоянка человека, надгробные памятники и др. Рисунки были найдены на трёх участках скалистого плато, а обнаруженные здесь же некогда обитаемые пещеры, следы поселений и усыпальницы указывают на густую заселённость этой территории в период между верхним палеолитом и средневековьем. 
В 2007 году культурный ландшафт наскальных рисунков Гобустана был включён в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.




В Гобустане насчитывается около 6000 рисунков, которые создавались со времен мезолита и по средние века. Но периодом расцвета первобытного искусства Азербайджана считается эпоха бронзы (IV—II тысячелетия до н. э.), когда наиболее полное выражение получили многовековой жизненный опыт древних племён, их культово-религиозные и эстетические взгляды. Петроглифы выбиты и нацарапаны на скалах. Они были найдены на трёх участках скалистого плато. 
Среди рисунком можно встретить сцены охоты, ритуального танца, земледелия, изображены различные животные, лодки и разные символические знаки. В период бронзы размеры наскальных рисунков Гобустана продолжали уменьшаться. Но в отдельных случаях всё ещё сохранялась прежняя реалистическая манера передачи фигур животных. Силуэтные рисунки людей в этот период начинали заменяться линейными.





















Известный норвежский исследователь и путешественник Тур Хейрдал обратил на рисунки лодок в Гобустане особое внимание. По его словам, гобустанские лодки с выгнутым дном, вероятно, камышовые, не имеют аналогов в мире. Тур Хейердал на основе сопоставления норвежских петроглифов (наскальные надписи и.или рисунки) с гобустанскими сделал вывод, что они выведены «одной рукой, но в разное время». В результате своих исследований Тур Хейердал пришёл к выводу, что предки скандинавов происходят из территории Азербайджана.



Источник информации: 
http://alexcheban.livejournal.com/47415.html#cutid1

пятница, 30 сентября 2011 г.

О пропорциях в греческой архитектуре

Знаток античной архитектуры Н.Брунов писал: "Для грека характерно очеловечивание сил природы - антропоморфизм... Ордер классического греческого храма является также главным носителем человеческого начала: он осуществляет на языке архитектуры монументализированного человека-героя".

Интересны исследования римского архитектора Витрувия, который занимался поисками канона пропорций человеческого тела, использованного при строительстве греческих храмов. "Композиция храмов основана на соразмерности, правила которой тщательно должны соблюдать архитекторы". Она возникает из пропорции, которую по гречески называют "аналогия".
Пропорция есть соответствие между элементами произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем основана всякая соразмерность. Никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точно такого членения, как у хорошо сложенного человека. Ведь природа сложила человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней линии лба и корней волос составляет десятую часть тела... голова вместе с шеей, начиная с ее основания от верха груди до корней волос, - шестую часть, ступня составляет шестую часть. Желая сделать так, чтобы колонны были пригодны к поддержанию тяжестей и обладали правильным и красивым обличьем, они измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шестую его долю, применили это соотношение к коллонаде и, сообразно с толщиной ее ствола, вывели ее высоту в шесть раз больше, включая сюда и капитель. Таким образом, дорийская колонна стала воспроизводить в зданиях пропорции, крепость и красоту мужского тела.

А – дорический ордер; Б – тосканский ордер; В – ионический ордер;
Г – коринфский ордер; Д – композитный ордер. 

понедельник, 1 августа 2011 г.

Костница

Костница (по чешски Kostnice) расположилась на окраине городка Кутна Гора, это примерно 70 км от Праги. Это католический собор и по совместительству оссуарий (лат. ossuarium, от лат. os (родительный падеж ossis) — «кость») - место хранения скелетированных остатков.

 В 13 веке странствующий монах привез горсть земли из Иерусалима от Храма Господня в Седлецкий монастырь и развеял ее над кладбищенскими землями. В результате земля эта стала считаться святой и быть похороненными в ней считали для себя честью не только чешские князья, но и прочая немецкая, голландская, французская и даже далекая испанская знать.

Церковь из костей состоит из останков 40 000 людей.


















Фотографии Оськина Павла -  http://oskinpavel.livejournal.com/4694.html