четверг, 9 февраля 2012 г.

Художественная культура первобытного общества

Вместе с мифологией и религиозными верованиями у первобытного человека сформировалась способность к художественно-образному восприятию и отображению действительности. Ряд исследователей считает, что худ. творчество первобытных людей можно было бы точнее назвать "предыскусством", так как оно в большей степени имело магическое, символическое значение.

Художественная деятельность также носила синкретический характер и не делилась на роды, жанры, виды. Все ее результаты имели прикладной, утилитарный характер, но при этом у них сохранялось и ритуально-магическое значение.

1. Исторически первым художественно-образным выражением представлений человека о мире стало примитивное изобразительное искусство. Наиболее значительное его проявление - наскальная живопись. Рисунки состояли из композиций военной борьбы, охоты, загона скота и т.п. Пещерные росписи пытаются передать движение, динамику.

Пещера Ласко. Франция

Пещера Альтамира. Испания

В эпоху неолита начало складываться оценочное отношение к действительности и к человеческой жизни, в том числе с эстетической точки зрения. Люди стали создавать предметы повседневной жизни по законам красоты. Изображение связанных сцен, схематизм, геометризм, условность - все это свидетельствовало об усиливающейся способности человека к абстрактному мышлению. Человек составил представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, заметил повторяемость сходных форм в природе. Так развивалось прикладное искусство, где утилитарная конструкция предмета, изображение и узор представляли единое целое.
Рисунки на плато Тассилин-Адджер

2. Обработка глины. Первоначально посуда была простой и практичной, затем появилась керамика, расписанная охрой с простейшим орнаментом, потом с более сложными узорами. 




В неолитической керамике обнаруживаются символические изображения из земледельческих культов, благодаря которым появилась ритуальная посуда: антропоморфная (изображения человеческих фигур) и зооморфная (изображения животных). Глина стала основой для развития зодчества. 
Фигурка человека эпохи неолита (Бухарест, музей истории)

3. Палеолитические Венеры - это небольшие скульптурки женщин, которые изображались с ярко выраженными признаками пола: большой грудью, выпуклым животом, мощным тазом. Это даёт основание сделать вывод о их связи с древним культом плодородия, о их роли как культовых предметов.



 




Комментариев нет:

Отправить комментарий